Wednesday 23 September 2009

Наставничество - как метод обучения


Иногда полезно покопаться в своих архивах. Этот текст был написан давненько, и некоторые мои взгляды сейчас иные. Но корректировать не хотелось, так как в оригинале есть своя изюминка.



Наставничество - как метод обучения

Между Наставником и Учеником должны установиться доброжелательные отношения. Основная роль в этом ложится на Наставника. Он как ведущий элемент должен, завоевать доверие и авторитет в глазах Ученика. Это очень важно особенно на первых этапах.

Ученик на первых беседах испытывает наставника, на знания, на терпение, справедливость и человеческое отношение.

Если Наставник не прошел испытание, Ученик после того как обучение закончится, не будет обращаться к Наставнику даже при обсуждении чего-либо. По сути коммуникации между ними будут формальными.

Если испытание пройдено, далее Ученик периодически будет пытаться определить пределы дозволенного. После официального обучения, отношения наставник-ученик останутся, что в принципе гарантирует, что в работе ученика будет всегда использоваться знания наставника.

Есть две информации, которые дает Наставник Ученику: рабочая информация, обратная связь по деятельности Ученика.

И есть обратная связь, которую получает Наставник.

Рабочая информация:

Вся важная информация должна быть произнесена несколько раз, в разных формулировках.

Определение ключевых фраз повторяться при каждом их упоминании, потом их должен повторять Ученик, до тех пор пока не сбиваясь правильно повторит.

Чтобы закрепить материал, предложения можно недоговаривать, а просить Ученика договорить за Наставника.

Нужная информация используется в разных случаях, при объяснении мы перечисляем эти ситуации (незабываем, рассказать и те случаи, когда эта информация неуместна), при закреплении Ученику дается ситуация, в которой он должен определить нужность или ненужность этой информации.

Обратная связь для Наставника:

Формальная

  1. Попросить повторить, то, что было сказано.
  2. Попросить закончить предложение или вывод.
  3. Задать вопрос или задачку.

Не формальная

  1. Количество и качество вопросов, насколько близки\связяны вопросы к теме.
  2. Поза:
    1. - вальяжная, расслабленная говорит о том, что Ученик не согласен с информацией или же не воспринимает ее в принце. Прежде, чем продолжить необходимо, выяснить причины и устранить их.
    2. - слишком напряженная – внимание сосредоточено только на информации как таковой, в таком состоянии аналитические способности наполовину блокированы. Необходимо, немного снять напряжение, например, дать пару логических задачек, акцентировав внимание на методе размышления в не правильности\неправильности ответа.
    3. - сосредоточенная и внимательная – человек принимает информацию и анализирует ее.

Но следует учитывать особенности каждого отдельного Ученика.

  1. Взгляд: Для того, чтобы правильно оценивать подачу информации по взгляду необходимо, настроить этот инструмент. Лучше сделать это с самого начала. Говорится простая информация и ведется наблюдение за взглядом. После просим повторить или закончить фразу за Наставника.
    1. Пустой и непонимающий
    2. Упрямый и отрицающий
    3. Внимательный и запоминающий
  2. Поступки: Применяется ли информация при выполнении задания.

Обратная связь Наставника Ученику:

Форма подачи информации стандартная – «бутербродиком». Но по итогу человек должен остаться с понимание ошибки.

(именно в этой части многое изменилось)

Обратная связь для Наставника:

Формальная

  1. Говоря об ошибке необходимо, донести суть и показать на примерах. Можно просто сказать суть и потом показать примеры, а можно дать пример и спросить, что произойдет в этой ситуации. Суть выскажет сам Ученик. Говоря правильное решение, мы обязательно должны дать несколько вариантов решения, и выставить приоритеты им (тем самым идет снятие модели логического мышления поиска и выбора решения, плюс расстановка приоритетов).
  2. Если человек не выполнил задание только потому, что чего-то ждал и молчал, нужно спросить, почему он не сделал, то и то. По сути, мы говорим, об упущенной возможности.
  3. Также нужно научить Ученика говорить о том, что он делает. Чтобы он давай план действий на день, а вы лишь корректируете, причем вначале объясняя, почему так, потом если что-то не так просить объяснить, почему именно так расставлены приоритеты, и указать на недостаток информации и причину ее отсутствия.

По мере приближения окончания срока наставничества, Наставник должен переходить к варианту подачи информации говоря, только задачу. Поиск выбор решения должен делать Ученик, Наставник может только поправлять.

Принятие решения Ученика как основное, повышает уверенность Ученика. Но если Наставник постоянно будет отказываться от своего решения в пользу Ученика, он рискует потерять авторитет перед Учеником.

Неформальные

  1. Оценить Ученика также можно, по тому насколько четко он может сформулировать мысль, слушая его отчеты и вопросы.
  2. Поза (как раньше).
  3. Взгляд (как раньше).
  4. Поступки: Повторяется ли ошибка, после ее обсуждения.

Перестройка обучения в зависимости по полученной обратной связи:

  1. Не повторил, то, что было сказано. – Повторить неверные моменты. И еще раз попросить резюмировать.
  2. Не смог закончить предложение или вывод – если не повторяет, то просим повторить явно, то что было сказано. Не сказал, повторяем мы. Если приходиться слишком много повторять, то в речь добавляется фраза, «как я уже говорил», «как ранее было сказано» - повышает внимание, так как указывает на невнимательность.
  3. Наводящие вопросы. Вопросы, содержащие либо выводы, либо предпосылки.
  4. Неправильный вопрос. Вместе сформулировать (наводящие вопросы + объяснение сути неправильности и примерами) правильно и повторить несколько раз.
  5. Мало вопросов. Задавать вопросы на понимание, спросить, почему не спросил. Акцентировать, что вопросы нужно задавать сразу и на все что неясно, даже если он кажется глупым.
  6. Поза - вальяжная, расслабленная говорит о том, что Ученик не согласен с информацией или же не воспринимает ее в принципе. Если Ученик не согласен – уточнить, что не так, и опровергнуть факты (примерами и гостами) или принять во внимание. Не воспринимает – признак недоверия и отсутствие авторитета.
  7. Внимание сосредоточено только на информации как таковой. Необходимо, немного снять напряжение, например дать пару логических задачек, акцентировав внимание на методе размышления в случаях правильности\неправильности ответа. Пошутить – снять напряжение и сфокусировать внимание на месте информации в системе.
  8. Если ошибки повторяются, после их обсуждения, то необходимо, прояснить важность работы. Т.е. Ученик не понимает цену ошибки. Нужно показать эту цену.

В итоге следует сказать, что все это завесить от Ученика. К каждому отдельному Ученику некоторые методы не нужно применять вообще, и в разных мерах, что больше что меньше.

В финале, хочется немного отступить от темы вспомнив один прекрасный анекдот:
- Десять лет назад у меня было 10 теорий о том как воспитывать детей. Сейчас у меня 10 детей и ни одной теории.

No comments:

Post a Comment